В сети появился черновик регламента ЕС по пограничному углеродному налогу (Carbon Border Adjustment Mechanism – CBAM) с приложениями .

CBAM заработает в целевом виде с 1 января 2026 года. До этого с 1 января 2023 года вводится трёхлетний переходный период, когда налог будет уплачиваться по упрощённой (но не более мягкой) схеме.

Под действие CBAM попадут цемент, электроэнергия, удобрения, алюминий (включая сплавы), железо и нелегированная сталь. В список товаров не попали нефть, газ, нефтепродукты, стекло и бумага. Не будут облагаться CBAM и сырьевые материалы, используемые для производства этих товаров, например, бокситы, глинозём и железорудное сырьё, поскольку это сильно ухудшило бы положение Европейских производителей, зависящих от импортного сырья.

Налог будет покрывать прямые выбросы в периметре производственной установки и косвенные выбросы от используемой электроэнергии (охват 1 и 2) при производстве ввозимых товаров («вложенные выбросы»).

Рынок CBAM сертификатов, по сути, станет дублером рынка EU ETS . Один сертификат будет соответствовать тонне эквивалента CO2, а его стоимость будет равна средней цене тонны CO2-e на рынке EU ETS за прошлую неделю. При этом оплате будут подлежать выбросы за минусом бесплатно распределяемых квот на аналогичный товар в системе EU ETS. Это делается для выравнивания условий с европейскими производителями и соблюдения требований ВТО.

При наличии внутренней цены на выбросы в стране происхождения товара, экспортеры смогут получить соответствующий этой цене вычет после подтверждения аудитором. Такой вычет возможен только при отсутствии каких-либо компенсаций и возмещений цены на углерод, полученных при экспорте.

Ежегодно до 31 мая импортёры будут декларировать в компетентный орган (“CBAM Authority”) аудированные вложенные выбросы ввезённых за прошлый календарный год товаров и предъявлять к зачёту соответствующее количество CBAM-сертификатов. В случае недостатка сертификатов или предоставления ложной информации придётся докупить сертификаты и заплатить штраф в тройном размере от цены CBAM. Неиспользованные сертификаты сверх 10% купленного за год объёма «сгорают», так что закупиться ими на годы вперёд тоже не получится.

В 2023-2025 годах торговли сертификатами ещё не будет, а налог будет уплачиваться прямо на границе при импорте исходя из текущей цены CBAM и среднеевропейского удельного объема выбросов для аналогичной продукции. После уплаты налога импортёр сможет запросить частичное возмещение, если он платил налог в стране происхождения и/или фактические выбросы продукции ниже среднеевропейских значений.

Документ подразумевает наличие списка стран, товары из которых не будут облагаться налогом. Пока в нем только страны, уже участвующие в EU ETS (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), и Швейцария, у с которой у ЕС особые торговые отношения.

Стоит учитывать, что эти выводы основаны на черновике регламента – он опубликован неофициально и ещё может измениться. Наиболее вероятны изменения в принципах работы переходного периода и списке стран-исключений. ЕС вполне может использовать черновик документа для климатической дипломатии, чтобы стимулировать внедрение углеродных рынков в странах-партнёрах. А те, в свою очередь, могут точнее рассчитать эффект для своих экономик.