В ходе прошедшего в мае саммита ЕС-Россия вопрос присоединения России к Киотскому протоколу был выведен за рамки официальных переговоров. И совершенно справедливо, ведь это не проблема двусторонних отношений, и ее некорректно использовать при согласовании каких бы то ни было позиций. Однако при заключении соглашения между ЕС и Россией по поводу вступления в ВТО обмен мнениями по Киото все же состоялся.
Саммит ЕС–Россия закончился историческим событием: Россия получила официальное «добро» на вступление в ВТО от своего главного торгового партнера. После подписания итогового протокола Владимир Путин заявил: «Европейский союз пошел нам навстречу… И это не может не сказаться на нашем позитивном отношении к киотскому процессу» и высказался за ускорение работы по ратификации протокола. Последовал вывод многих наблюдателей: раз первое лицо говорит, значит, Россия однозначно готова присоединиться к протоколу. Однако на итоговой пресс-конференции президент отметил: «Мы – за киотский процесс. Но у нас есть озабоченность в связи с обязательствами, которые Россия должна на себя взять».
Озабоченностью президент не раз делился, в том числе и с европейскими коллегами. Так было на московской Всемирной конференции по изменению климата в сентябре 2003 г. и на встрече с участниками круглого стола промышленных кругов России и Евросоюза в декабре 2003 г. Позиция Путина сводилась к тому, что в нынешнем виде Киотский протокол для России неприемлем, так как сдерживает развитие национальной экономики. Вместе с тем, весь комплекс проблем вокруг протокола нужно тщательно изучить, и только тогда принять окончательное решение, причем, в соответствии с национальными интересами.
С тех пор последствия присоединения России к Киотскому протоколу – предмет изучения правительственных органов, РАН, независимых исследовательских групп и научных организаций. Так, по результатам работы, проведенной исследовательской группой «Россия и Киотский протокол», поводов для беспокойства оказалось больше чем достаточно. С ними нашего корреспондента познакомил эксперт группы Валерий Хомяков.
Во-первых, влияние выбросов парниковых газов (ПГ) на глобальное потепление научно не доказано. Во-вторых, методика подсчета объемов выбросов ПГ в протоколе не проработана и является косвенной, а не прямой, то есть большинство оценок не обоснованы. В-третьих, все первоначальные расчеты по выбросам зафиксированы на уровне 1990 г. и не отражают происшедших в мире изменений. «Второе место после США по выбросам ПГ сегодня занимает Китай, — говорит Хомяков. — Но по Киотскому протоколу Китай не несет никаких обязательств. А США, приостановив ратификацию до 2013 г., развивают национальную программу по ограничению выбросов ПГ. Без участия США ратификация Россией Киотского протокола не имеет смысла». По мнению эксперта, протокол экономически неприемлем для России: реальных выгод от продажи квот ничто не гарантирует, (цена за тонну выбросов в протоколе не установлена), а рост экономики уже в ближайшее время может заставить нас покупать квоты на выброс.
Однако совершенно очевидно, что Европейский союз не намерен ослаблять давление на Россию с требованием ратифицировать Киотский протокол. В первую очередь, из экономических соображений. Многие развитые страны не справляются с обязательствами по снижению выбросов парниковых газов. Для дальнейшего роста экономики им «как воздух» нужны свободные квоты. Выход России на этот рынок окажет ему «медвежью» услугу – цены снизятся. И если раньше цена за тонну выбросов варьировалась в диапазоне от 1 до 120 долларов, то сегодня, с учетом сделанных Россией заявлений о «поддержке киотского процесса», оценки брокерских компаний не превышают 8 долларов за тонну.
Между тем, согласно расчетам ученых, для соблюдения своих интересов России необходимо гарантировать сбыт не менее 100 млн.т. квот на выбросы по цене не ниже $40 за тонну. Эксперты группы «Россия и Киотский протокол» полагают, что наш минимальный доход от торговли квотами доложен составлять $4 млрд. в год, а оптимальный – $5 млрд., и эти цифры должны быть зафиксированы документально. Только так можно обеспечить необходимый инвестиционный ресурс для реализации национальной программы снижения выбросов парниковых газов, результаты которой позволили бы нашей экономики развиваться без оглядки на обязательства по протоколу.
Таким образом, по словам Валерия Хомякова, в решении вопроса российским властям нечем руководствоваться кроме исконной национальной поговорки: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
По материалам газеты Правда.ру. Полный текст публикации размещен здесь