В январском рейтинге стран, принимающих проекты СО, произошли незначительные перемены по сравнению с предыдущим рейтингом в октябре 2008 года. Украина держит свои лидирующие позиции, за ней следует Румыния и Польша. Россия также осталась на четвертом месте, не изменив своей позиции в основном из-за постоянных задержек в области утверждения проектов СО. Однако у страны имеется достаточный потенциал для улучшения своих показателей в рейтинге. Чехия сместилась с седьмого на девятое место после того, как перестала принимать на рассмотрение проекты СО. Страны ЕС, принимающие проекты СО, скорее всего, последуют ее примеру в связи с постоянным снижением потенциала проектов СО, в частности в секторах, участвующих в ЕСТВ, хотя формальных заявлений не поступало. Болгария и Эстония вряд ли сделают какой-либо прогресс в области проектов СО.

На январский рейтинг сильно повлияло ухудшение инвестиционного климата во всех странах. Мировой финансовый кризис также отразился на экономическом развитии стран, что в свою очередь повлияло на механизм СО, поскольку ограничилось финансирование проектов. Другая сторона кризиса – спад производства, что может повлиять на объемы сокращения выбросов.

Несмотря на то, что Уполномоченный орган по утверждению проектов Украины ускорил процесс выдачи писем-одобрений и предоставил детальные инструкции для разработчиков проектов в рамках Track 1, показатели остались на уровне BBB+. Показатели проектного статуса и институционального климата улучшились, благодаря чему было компенсировано значительное ухудшение инвестиционного климата. Несмотря на то, что страна осуществила первый транш ранних Единиц сокращений выбросов (Единиц установленного количества) в Японию и продолжает постоянно улучшать законодательную базу по Track 1, проекты СО в Украине могут сильно пострадать в результате нехватки финансирования из-за трудностей в банковском секторе. Ситуация ухудшилась также из-за спада производства в стальном, химическом, цементном, а также других секторах. Тем не менее, Украина продолжает демонстрировать выполнение своих обязательств по СО, и мы надеемся, что большее количество проектов СО перейдет от международной процедуры утверждения проектов, осуществляемой Комитетом по надзору за проектами СО, к процедуре в рамках Track 1, а также увеличится количество подаваемых проектов в рамках Track 1.

Румыния продолжает держать вторую позицию в рейтинге, несмотря на то, что портфель проектов СО ограничен из-за правил «двойного учета» в рамках ЕСТВ. Страна удачно запустила процедуру Track 1 и уже уведомила Комитет по надзору за проектами СО о двух «ранних» проектах, одобренных в рамках новых процедур. Показатели Румынии немного снизились с отметки BBB+ до BBB, что является отражением снижения инвестиционного климата.

Польша осталась на третьем месте. В парламент на рассмотрение были поданы процедуры СО и СЗИ для окончательного одобрения. Вероятнее всего, что они не будут введены в действие до начала лета 2009 года, однако документы придают больше уверенности, предусматривая перечень критериев для отбора проектов и время, необходимое рассмотрения проектов. Проекты, которые могут повлиять на объемы выбросов в промышленных секторах, охваченных ЕСТВ, не допускаются к утверждению. Несмотря на это строгое требование, Польша, с оценкой на уровне BB+, имеет существенный потенциал проектов в области улавливания метана в угольных шахтах и сжигания свалочного газа.

России удалось удержаться на четвертом месте благодаря проектному потенциалу. Пересмотр институциональных условий в январе снизил показатели страны из-за отсутствия желания использовать свой огромный потенциал проектов СО. Первые заявления на одобрения были поданы в Министерство экономического развития в марте 2008 года. Другим негативным сигналом послужило отключение российского национального реестра от Международного журнала операций (МЖО) в январе 2009 года из-за неуплаты взносов. Однако влияние на передачу единиц и количество ЕСВ будет незначительным, поскольку пострадает очень ограниченное количество проектов. Ожидается, что возобновление подключения российского реестра к МЖО состоится в ближайшее время. Однако подключенный реестр с небольшим количеством транзакций в 2009 году не смог улучшить показатели России в рейтинге.

Новая Зеландия и Венгрия поделили пятое и шестое места, имея одинаковые показатели на уровне BB. У обоих стран ограниченный потенциал проектов СО. Новой Зеландии до сих пор необходим импорт углеродных единиц в национальный реестр для выполнения своих обязательств, а у Венгрии нет ни одного нового проекта, поданного на одобрение. В таких странах, как Болгария, Чехия и Беларусь прогресс не наблюдался с тех пор, как был опубликован рейтинг в октябре, в результате чего они продолжают занимать последние позиции. Эстония подала процедуры СО на рассмотрение в органы РКИК ООН и, следовательно, улучшила свои институциональные условия. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы подняться выше восьмой позиции.

Рейтинг ЕУК

Украина, лидирующая в рейтинге ЕУК, очень быстрым темпом развивает платформу для СЗИ и передачи ЕУК. Некоторые сделки могут быть осуществлены к середине 2009 года. Однако финансовый кризис может сократить как спрос на ЕУК, так и предложение. Осуществив 2 сделки, Венгрия осталась на втором месте. За ней следует Польша, которой удалось занять третье место благодаря подписанию трех контрактов на передачу ЕУК с Японией, Всемирным банком и Ирландией посредством ЕБРР. Польше удалось продвинутся вперед в области проведения переговоров с покупателями. Австрия, Бельгия и Испания также заинтересованы в заключении соглашения с Польшей в 2009 году. Несмотря на то, что Польша уже имеет несколько подписанных соглашений, никакой детальной информации не было предоставлено. За Польшей следует Чехия, которая также увеличила количество заключенных сделок, подписав соглашение со Всемирным Банком. Однако, такое подготовительное соглашение говорит не об активизации сделок с ЕУК, а скорее о стремлении избежать рисков возможного падения цены.

Point Carbon