Россия предлагает дополнить существующие механизмы углеродного рынка в рамках Киотского протокола дополнительным «отраслевым» механизмом, который мог бы работать, например, в металлургии, электроэнергетике и производстве цемента, говорится в материалах, опубликованных на сайте секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC).

Киотский протокол, основной документ, содержащий количественные обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов, был создан в 1997 году и вступил в силу в 2005 году после ратификации его Россией. Он предусматривает такие рыночные механизмы сокращения выбросов, как Механизм чистого развития (CDM), ориентированный на сотрудничество развитых и развивающихся стран, Совместное осуществление (JI) — механизм, действующий, в частности, в России, и торговлю квотами на выбросы (ET).

Документ, опубликованный на сайте секретариата, передает РИА Новости, представляет собой предложения российской стороны по усовершенствованию экономической эффективности и расширению механизмов сокращения выбросов парниковых газов. Секретариат собирает предложения стран по этому вопросу в соответствии с параграфом 87 решений 16−й сессии Конференции сторон UNFCCC, которая прошла в декабре 2010 года в мексиканском Канкуне.

Как отмечается в сообщении, существующие рыночные механизмы доказали свою эффективность — ожидается, что к концу 2012 года объем сокращений выбросов превысит 1 миллиард тонн CO2−эквивалента, однако «очевидно, такие меры недостаточны после принятия решения Конференцией сторон UNFCCC об ограничении роста приземной температуры в пределах двух градусов».

«Необходимо дополнение действующих механизмов новым более масштабным инструментом, который бы обеспечивал создание экономических стимулов для массового перехода на низкоуглеродные технологии. Считаем целесообразным использование так называемого „секторального“ (sectoral) подхода в качестве дополнительного рыночного инструмента ограничения выбросов при минимизации затрат», — говорится в тексте предложений.

В качестве примеров отраслей, в которых может быть использован такой подход, приводятся металлургия, электроэнергетика и цементная промышленность. Отраслевые нормативы сокращения выбросов, по мнению российской стороны, могут быть установлены как в абсолютном выражении — в виде объема сокращения относительно базового сценария, так и на единицу производимого продукта.

Чтобы создать такой механизм, нужно согласовать принципы установления целевых показателей для секторов, разработать методики определения границ секторов, расчетов базового сценария и оценки выбросов, а также определить период выпуска и зачета единиц их сокращения. Кроме того, необходимо избежать «двойного зачета» сокращений выбросов в параллельных «киотских» механизмах и гарантировать отсутствие углеродных утечек, «переноса производства в страны, которые решат не участвовать в данном механизме в целом или не включат в него определенный сектор своей экономики».

«Использование секторального подхода в качестве дополнительного рыночного инструмента ограничения выбросов позволит, по нашим оценкам, существенно увеличить масштабность реализуемых проектов и сократить транзакционные издержки (по сравнению с действующими инструментами углеродного финансирования) в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой», — заключают авторы документа.

Ранее с предложением создать рыночный механизм проектов по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах, параллельный механизмам Киотского протокола, выступила Япония. В японском варианте механизм создания и торговли квотами регулируется двусторонними соглашениями с развивающимися странами.

Япония и Россия выступают против принятия второго периода обязательств по Киотскому протоколу, дальнейшее использование которого, по их мнению, не будет эффективным. Первый период обязательств по протоколу заканчивается в 2012 году.

http://www.bigpowernews.ru/news/document29116.phtml