Налоги на выбросы парниковых газов, системы торговли квотами на них и другие инструменты установления «цены на углерод» целесообразно применять в странах, активно добывающих ископаемое топливо, например, в России, Норвегии, Австралии, странах Ближнего Востока и Китае, считают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Экономические механизмы сегодня считаются наиболее эффективным инструментом снижения воздействия человечества на климат Земли и борьбы с его изменением. «Цена на углерод» для предприятий в виде налога на объем выбросов парниковых газов или системы торговли квотами на выбросы стимулирует их снижение, а также переход на более энергоэффективные и современные технологии и источники энергии.

Стивен Дэвис (Steven Davis) из Института науки Карнеги в Вашингтоне и его коллеги предложили альтернативный способ учета выбросов парниковых газов от сжигания ископаемого топлива, на которые приходится большая часть антропогенной нагрузки на климат. Сегодня выбросы CO2 от сжигания единицы топлива учитываются в национальном кадастре страны, фактически сжигающей его.

«Однако такой принцип учета опирается только на одно звено в производственной цепочке ископаемого топлива, которое могло быть добыто и обработано в другой стране и может использоваться для производства товаров и услуг, экспортируемых в третью страну», — говорится в статье.

Дэвис и его коллеги предлагают вести учет парниковых газов на всех участках производственной цепочки. Для построения своей системы счетов они использовали данные 2004 года по торговле углем, природным газом, нефтью и так называемыми вторичными видами топлива для 57 секторов промышленности в 112 странах.

Авторы получили схему «движения» выбросов парниковых газов от источников топлива до конечных потребителей произведенных товаров и услуг. Все исследованные страны, таким образом, разделились на чистых экспортеров и импортеров выбросов парниковых газов. В числе первых оказались, например, Китай, Россия, Норвегия и Австралия, а в числе вторых — крупные страны ЕС, Япония и США.

На основе этой схемы исследователи оценили эффективность применения мер по ограничению выбросов парниковых газов на разных ее участках. «Экономическое бремя таких мер в конечном итоге будет распределено среди производителей и потребителей в соответствии с ценовой эластичностью предложения и спроса соответственно — вне зависимости от того, где именно они применяются. Однако общая эффективность таких мер зависит от места стран в общей производственной цепочке», — пишут ученые.

Группа Дэвиса отмечает, что стран-экспортеров топлива и, соответственно, «энергетических» выбросов парниковых газов значительно меньше, чем стран-импортеров. Кроме того, добыча ископаемого топлива имеет сильную региональную концентрацию, поэтому введение налогов или систем торговли квотами всего в нескольких странах позволит сразу охватить значительный объем «энергетических» выбросов. «Если ввести регулирование выбросов парниковых газов для ископаемого топлива, добытого Китаем, США, странами Ближнего Востока, Россией, Канадой, Австралией, Индией и Норвегией, охваченными окажутся сразу 67% их общемирового объема», — пишут авторы статьи.

Если же «цена на углерод» устанавливается не «у источника», а дальше по производственной цепочке, страны-экспортеры рискуют не только понести потери при падении цены ископаемого топлива, но и лишиться возможных доходов от внедрения аналогичной меры. Кроме того, такой подход из-за большого количества стран-импортеров может сильно увеличить трансакционные издержки, в частности, издержки контроля за функционированием системы.

Регулирование выбросов странами-экспортерами, как заявляют авторы, также практически не оставляет рисков так называемой «утечки углерода». Она возникает тогда, когда снижение выбросов парниковых газов в одной стране, вводящей специальное регулирование, приводит к их росту в другой стране, которая, не вводя такое регулирование, получает относительное экономическое преимущество.

Пока из перечисленных в статье стран-экспортеров национальную систему «углеродного» регулирования запускает только Австралия: нижняя палата австралийского парламента 12 октября с перевесом в два голоса приняла законопроект о введении в стране углеродного налога. Законопроект предполагает, что с июля 2012 года около 500 крупнейших компаний страны будут платить налог на выбросы парниковых газов в размере 23,75 доллара за тонну CO2-эквивалента, а с середины 2015 года начнет действовать национальная система торговли квотами на выбросы.

Таким образом, Австралия третьей, после ЕС и Новой Зеландии, ввела систему на национальном уровне. В Японии и США системы торговли квотами действуют на уровне отдельных регионов.

http://eco.ria.ru/business/20111017/462779216.html