Пока ученые продолжают обсуждать, что же все-таки происходит с климатом планеты, более прагматичные политики и экономисты точно решили, что это именно потепление, причем глобальное, и немедленно превратили сей факт в предмет торга и политических интриг.

Такой вывод приходит в голову после изучения статьи, опубликованной 6 апреля 2004 года в газете The International Herald Tribune, где прямо говорится, что только ратификация Киотского протокола может стать пропуском России в Евросоюз.

Позиция нашей страны по вопросу Киотского протокола определена Президентом России В. Путиным и заключается в том, что Россия пойдет на окончательное присоединение к протоколу только в том случае, если это будет соответствовать интересам экономического развития России. Позиция, безусловно, правильная, особенно учитывая, что некоторые наши партнеры стремятся загнать Россию в «киотское гетто» практически откровенным шантажом.

Однако нельзя интерпретировать заявление Президента как отказ от ратификации протокола и как отказ от необходимости его обсуждать и пытаться объективно выявить все «за» и «против». Думается, позиция Президента является указанием на необходимость расширения научной и политической дискуссии по данному вопросу. Это особенно актуально в свете проводимых в Государственной Думе 15 апреля слушаний о возможности присоединения к Киотскому протоколу.

И как основу для дискуссии можно было бы сформулировать несколько принципиальных вопросов:

— готовы ли страны — участники Киотского протокола внести изменения в Киотский протокол с тем, чтобы убрать из него наиболее дискриминационные по отношению к России аспекты, в частности, существенно увеличить компенсации России за выделение ее лесами кислорода?

— готовы ли страны — участники Киотского протокола добиваться большей прозрачности и обоснованности системы расчета объемов выбросов и создать некий наблюдательный совет с участием представителей разных стран, включая Россию, который бы гарантировал отсутствие фальсификаций этих данных?

— готовы ли европейские страны отказаться от фактически навязываемой протоколом монополии на поставки оборудования для снижения выбросов?

— готовы ли страны ЕС предоставить России гарантированный рынок сбыта квот за справедливую цену?

— готовы ли страны — участники Киотского протокола рассматривать возможность введения ограничений на объемы выбросов КНР, которая является членом протокола, но, поскольку рассматривается в качестве развивающейся страны, не подвергается никаким ограничениям?

Конечно, эти вопросы являются жесткими. Однако очевидно: если наши партнеры реально заинтересованы в участии России в крайне сомнительном с научной точки зрения, но крайне выгодном для европейской экономики протоколе, то за это нужно платить.

Ведь понятно, что Россия должна в данном случае исходить из соображений экономической выгодности, а не абстрактных заявлений о близости к цивилизованному миру.

И если Евросоюз хочет, чтобы Россия серьезнее отнеслась к предложениям с его стороны о присоединении к протоколу, можно было бы еще до официальной ратификации Россией протокола подписать соглашение о покупке странами ЕС российских квот по фиксированным ценам на 5-6 миллиардов долларов в год. Это не просто убедило бы российских промышленников в эффективности и жизнеспособности системы торговли квотами, но и дало бы возможность осуществить уже сейчас целый ряд серьезных отраслевых экологических программ, направленных на сокращение выбросов.

А без этого заявления ЕС по поводу присоединения России к Киотскому протоколу останутся не более чем лобовым политическим давлением, которое должно игнорироваться.

Владимир Потапов.

По материалам Российской Газеты. Полный текст публикации размещен здесь.