Изменение климата стало одним из вызовов
всему человечеству в XXI веке. Возможные последствия изменения климата —
увеличение числа и масштаба природных и техногенных катастроф,
распространение голода и эпидемий, значительное число «экологических
беженцев».
Надо признать, что среди экспертов и
учёных пока нет единого мнения относительно подлинных причин этого
явления. Сохраняется неопределённость: столкнулись ли мы с глобальным
потеплением, вызванным деятельностью человека, или с естественным
циклическим колебанием температуры, за которым последует похолодание.
Однако очевидно — колебания параметров биосферы самым прямым образом
воздействуют на здоровье людей, качество их жизни, состояние дел в
экономике. Одна из задач человечества — добиться сбалансированного и
справедливого решения экономических и экологических задач. Несомненно,
деятельность человека влияет на климат. В этой связи необходимы
консолидированные усилия по ограничению вредного влияния на окружающую
среду.
Мировой кризис и
экологические задачи: куда двигаться?
Международным сообществом уже немало
делается для решения проблем, связанных с изменением климата и защитой
окружающей среды. Многое планируется сделать. На саммите стран «Большой
восьмёрки», прошедшем в Японии в 2008 году, была поставлена задача к
середине века вдвое сократить выбросы парниковых газов. В итоговом
документе встречи был зафиксирован ряд стратегических приоритетов в
области устойчивого развития. В их числе — стимулирование экологичных
производств, охрана лесных и водных ресурсов.
Однако глобальный финансовый кризис
явился серьёзным препятствием для реализации этих намерений.
Перед политиками многих стран, в том
числе наиболее развитых, встал вопрос – что делать?
Как в условиях финансового кризиса
удержать позиции и обозначенные цели, намеченные в области обеспечения
экологической безопасности? Чтобы найти разумный ответ на эти вопросы,
прежде всего, надо понять истоки кризиса.
Одна из его причин кроется в ущербности
многих современных моделей развития, которые нацелены на получение
прибыли любой ценой, а также на безудержное потребление. Подобный подход
не позволяет вовремя предотвращать глобальные вызовы, в том числе
климатические.
Сегодня существует мнение, что спад
мировой экономики и снижение спроса на энергоносители дадут временную
«передышку» климату планеты. С другой стороны, имеются серьёзные
опасения, что ряд стран и крупных компаний будут использовать кризис как
предлог для ослабления природоохранных мер.
Между тем, по оценкам экспертов,
антропогенное давление на биосферу превышает способность нашей планеты к
восстановлению примерно на 30%. При сохранении нынешней ситуации к 2030
году ресурсы Земли будут непоправимо истощены. Поэтому мы не имеем права
ослабить внимание к задачам защиты окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности. Глобальные приоритеты не должны быть
подменены узконациональными интересами.
Снижать экологическую ответственность
государства и бизнеса, откладывать «на потом» природоохранные меры —
нельзя. Кризисы приходят и уходят, а проблема защиты окружающей среды
остаётся злободневной и касается всех. Как известно, грандиозные цели
достигаются грандиозными усилиями. И лишь одна природа делает великое
даром.
Преодоление последствий кризиса и
экологические задачи следует рассматривать в едином контексте. Только в
этом случае мы сможем сделать мир более справедливым, гуманным и
гармоничным.
Сегодня антикризисные программы многих
стран содержат пункты, нацеленные на достижение баланса между устойчивым
развитием экономики и сохранением природы. Среди предлагаемых мер —
снижение объёмов вредных выбросов, энергосбережение, развитие
альтернативной энергетики, производство более экологичных товаров.
Думаю, что само включение экологических
целей и показателей в антикризисные планы уже можно считать немалым
достижением цивилизации. Такое антикризисное проектирование заслуживает
самого пристального изучения. Человечество должно выйти из кризиса с
обновлёнными технологиями. Менее энергоёмкими, но более экологичными и
безопасными.
В Российской Федерации проблемам
изменения климата и защиты окружающей среды уделяется всё возрастающее
внимание. По оценке Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева,
«общая задача — задача власти, задача гражданского общества и задача
бизнеса — продолжать работу по оздоровлению нашей окружающей среды,
создавать новые экологически подготовленные производства,
совершенствовать системы очистки, снижать выбросы. То есть вся эта
работа должна продолжаться нон-стоп, независимо ни от каких внешних или
внутренних причин». К 2020 году планируется снизить энергоёмкость
валового внутреннего продукта России не менее чем на 40%. Идёт работа
над проектом закона «Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности». Предпринимаются меры по более рациональному
использованию энергии и воды на производстве и в быту. Актуальной для
нас задачей является развитие практики общественного экологического
контроля и экспертизы, формирование массовой экологической культуры и
этики граждан.
В России на постоянной основе
проводится ряд крупных международных мероприятий, которые затрагивают
вопросы экологии. Среди них – Байкальский и Дальневосточный
экономические форумы.
В 2008 году под патронажем Совета
Федерации состоялся Невский международный экологический конгресс. Это
был первый форум по проблемам охраны окружающей среды, проведённый в
нашей стране на столь высоком уровне. Проведение в мае этого года
второго Невского международного экологического конгресса свидетельствует
о том, что он приобретает регулярный характер. Есть все основания
считать, что конгресс станет площадкой для диалога государства, бизнеса
и гражданского общества по ключевым вопросам защиты природы.
Посткиотское
соглашение и другие практические шаги в направлении экологичного
будущего. Что нужно делать?
Россия не только выполняет взятые на
себя международные обязательства, но и активно участвует в формировании
глобальной экологической повестки. Именно решение России о ратификации
Киотского протокола позволило этому документу вступить в силу. Он
расчистил международному сообществу дорогу для предотвращения или
ослабления негативных последствий климатических изменений. Приняты
правовые акты, которые касаются совместных проектов в рамках реализации
Киотского протокола. В ряде регионов уже высаживаются так называемые
«леса Киото». Российские эксперты активно работают в международных
организациях, изучающих изменение климата, в структурах ООН.
В декабре 2009 года на конференции в
Копенгагене планируется представить проект посткиотского соглашения.
Обсуждение документа, который придёт на смену Киотскому протоколу,
вызывает всё более острую полемику. Единого понимания, каким должно быть
посткиотское соглашение, пока нет. Расхождения касаются обязательств по
снижению выбросов, совместных проектов, форм технологического
сотрудничества, перспектив атомной энергетики и иных вопросов. Не
определён ещё и формат нового документа. Посткиотское соглашение должно
стать более гибким и справедливым, охватывать все промышленно развитые
страны.
Посткиотское соглашение должно
опираться на широкий круг решений, охватывающих самые разные стороны
жизни человечества. В частности, необходимо укрепить международную
правовую базу по рациональному использованию водных и лесных ресурсов.
Связь этих ресурсов с изменением климата несомненна.
Лесной раздел международного
экологического законодательства нужно значительно усилить. Он должен
создавать стимулы для сбережения и приумножения лесов. Это позволит
сократить воздействие вредных выбросов, сохранить уникальные экосистемы,
чистый воздух, хорошую почву и воду.
Нельзя оставлять без внимания и
проблему нехватки чистой воды. Уже сегодня споры относительно контроля
над водными ресурсами нередко приобретают достаточно острую форму.
Международное экологическое право не вполне адекватно возникающим
вызовам. Речь должна идти об ускоренной международной подготовке
Конвенции по использованию и сохранению запасов пресной воды.
Современная экономика во многом
основана на использовании полезных ископаемых. Их эксплуатация даёт
основную часть выбросов парниковых газов. Более четверти суммарных
выбросов приходится на энергетику, почти пятая часть — на
промышленность.
Общеизвестно, что экономика России
отличается высокой энергоёмкостью. Надо сказать, что за десятилетие
экономического роста энергоёмкость нашего ВВП ежегодно начала снижаться
на 2 – 3%. Однако и сегодня ресурсные затраты на единицу конечной
продукции у нас в среднем в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. На
любом производстве, в любой отрасли у нас не привыкли экономить ресурсы,
экономить энергию. Хотя общеизвестно, что сэкономить один киловатт
мощности – в три-пять раз дешевле, чем ввести такую же мощность.
Сейчас назрел момент, когда государство
обязано предпринять реальные меры и создать стимулы для сокращения
энергозатратности нашей промышленности. Это направление должно стать
приоритетом внутренней экономической политики России.
Для этого нужно доработать «Закон об
энергосбережении», насытив его реальными механизмами. Обязанность
законодателей — обеспечить правовую базу для реализации поставленной
Правительством задачи сократить к 2020 году энергоёмкость внутреннего
валового продукта в России на 40 процентов.
Кризис серьёзно трансформирует
структуру рынка труда и занятости во всём мире. Заметно растёт
безработица. В этой связи необходимо активное распространение имеющегося
мирового опыта по созданию «зелёных рабочих мест», которые способствуют
сохранению и восстановлению природной среды. Например, в области лесного
и сельского хозяйства, борьбы с лесными пожарами и защиты почв. А ведь с
сельским хозяйством связано 13% всех выбросов парниковых газов. Почти
1,3 миллиарда человек в мире относятся к числу «работающих бедных», их
заработок не превышает двух долларов США в день. Даже не имеющие
специальной квалификации люди могут успешно использовать многие виды
экологичных технологий и трудиться в природоохранных программах.
Экологический фактор является одним из
ключевых для устойчивого развития крупных городов и городских
агломераций. Острой экологической проблемой, особенно для мегаполисов,
остаётся утилизация отходов. Полагаю, речь должна идти о создании
международной структуры, которая позволила бы координировать стратегии
развития мегаполисов и крупных промышленных центров. В начале этого года
350 европейских городов подписали Договор Европейского Союза о борьбе с
глобальным изменением климата. Такая тактика сочетания макрорешений и
локальных инициатив весьма полезна. Это касается не только Европы, но и
других регионов, ведь многие страны отличаются высокими темпами
урбанизации.
Своевременный и эффективный ответ на
весь спектр возникающих экологических и климатических вызовов требует
создания новой системы глобальных организаций при самом активном и
сбалансированном участии всех заинтересованных государств. История
неоднократно подтверждала конструктивность решения глобальных проблем
через общемировые усилия, посредством создания компетентных и
правомочных международных организаций.
Идея объединения усилий — это, без
преувеличения, строгое испытание на нашу способность носить гордое, но
ко многому обязывающее имя «Homo Sapiens» — «Человек разумный». Хотелось
бы, чтобы человечество с честью выдержало этот экзамен, совместив
устойчивое развитие экономики и гармонию с природой.
Сергей Миронов, Председатель Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Информационно-аналитическое агентство «Маркетинг и консалтинг»