По информации EURACTIV.com  в среду (14 июля) Европейская комиссия представит пакет законов об энергетике и климате, направленных на достижение поставленной ЕС на 2030 год цели сокращения выбросов на 55% и выхода на путь достижения чистого нуля к 2050 году.

Пакет состоит из 13 законодательных предложений – одни новые, другие пересмотренные существующие законы.

Обновление существующих законов ЕС:

Пересмотр схемы торговли выбросами ЕС (ETS ЕС)

Пересмотр положения о землепользовании, изменениях в землепользовании и лесном хозяйстве (ЗИЗЛХ)

Пересмотр положения о распределении усилий (ESR)

Поправка к директиве по возобновляемым источникам энергии (КРАСНАЯ)

Поправка к директиве по энергоэффективности (EED)

Пересмотр директивы об инфраструктуре альтернативных видов топлива (AFID)

Поправка к правилам, устанавливающим стандарты выбросов CO2 для легковых автомобилей и фургонов

Пересмотр директивы об энергетическом налогообложении.

Новые законодательные предложения:

Новая лесная стратегия ЕС

Механизм корректировки углеродных границ (CBAM)

Социальный фонд для Борьбы с Изменением Климата

ReFuelEU Aviation – об устойчивом авиационном топливе

FuelEU Maritime – об озеленении морского пространства Европы

 

  1. Пересмотр схемы торговли выбросами ЕС (ETS)

Краеугольный камень европейской климатической политики, ETS-это рыночный механизм, который устанавливает цену на каждую тонну углерода, выбрасываемого примерно 10 000 установками в энергетическом секторе и обрабатывающей промышленности, а также на полеты внутри ЕС.

Нынешняя схема охватывает около 40% от общего объема выбросов парниковых газов в ЕС, а остальные 60% покрываются регулированием распределения усилий, которое касается выбросов от транспорта, промышленности и сельского хозяйства.

Система работает, устанавливая предельный уровень общих выбросов, который со временем уменьшается. Затем компании могут покупать и торговать разрешениями на эмиссию.

Нынешнее ограничение было разработано таким образом, чтобы обеспечить сокращение выбросов на 40% к 2030 году. С помощью этой реформы Европейская комиссия намерена скорректировать предельный уровень выбросов в соответствии с новой целью ЕС-сократить выбросы на 55%.

 

Экологические группы, такие как Climate Action Network Europe, призвали ЕС как можно быстрее убрать с рынка 450 миллионов квот, чтобы поддержать цены на углерод. НПО также критиковали практику бесплатного распределения надбавок в некоторых отраслях промышленности, утверждая, что это противоречит принципу «Загрязнитель платит». Аудиторы ЕС обнаружили, что они препятствовали попытке ЕС по декарбонизации.

 

В рамках этого пересмотра Комиссия планирует расширить ETS, чтобы охватить морской сектор. Проект реформы также подтвердил планы по созданию отдельной системы, охватывающей здания и автомобильный транспорт.

  1. Социальный фонд климатических действий

 

Чтобы справиться с потенциальным социальным воздействием новой ETS, Европейская комиссия планирует создать социальный фонд действий в области климата. Согласно проекту ETS, “по крайней мере 50%” доходов, генерируемых ETS, будут направлены в новый фонд.

  1. Пересмотр положения о распределении усилий

Работа в тандеме с ETS – это регулирование распределения усилий, которое охватывает сельское хозяйство, транспорт, здания и отходы-или около 60% выбросов в Европе.

Регламент охватывает секторы, не охваченные ETS, и устанавливает обязательные целевые показатели для каждой страны ЕС в зависимости от их ВВП.

Пока неясно, как обновленный регламент будет работать с новыми ETS для зданий и транспорта. По словам официальных лиц ЕС, которые проинформировали прессу об этих планах, здания и транспорт останутся охваченными целевыми показателями национального уровня, в то время как новые ETS выйдут на первое место, действуя как ценовой сигнал для стимулирования декарбонизации.

WWF, зеленая неправительственная организация, предостерегла от полного отказа от регулирования, заявив, что это устранит стимулы для климатических действий на национальном уровне. “Отмена положения о совместном использовании усилий совершенно неприемлема. Это самое значительное климатическое регулирование в Европе и является ключевым фактором как национальных мер, так и поддержки мер ЕС со стороны государств-членов”, — говорится в сообщении.

 

  1. Пересмотр регулирования ЗИЗЛХ

Последним законодательным актом в этой тройке, регулирующим выбросы ЕС, является регулирование землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства, ЗИЗЛХ.

Правило, принятое в 2018 году, устанавливает обязательное требование для каждой страны ЕС обеспечить, чтобы выбросы из этих секторов компенсировались абсорбцией CO2 – правило » без дебета’.

Страны ЕС уже взяли на себя это обязательство в соответствии с Киотским протоколом, но регламент впервые внесет его в законодательство ЕС на 2021-2030 годы.

Сейчас на ЗИЗЛХ, вероятно, будет оказываться большее давление из-за включения поглотителей углерода в цель ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 2030 год. В ходе переговоров по европейскому климатическому праву Комиссия заявила, что рассмотрит возможность предложить цель секвестра 300 миллионов тонн углерода – по сравнению с нынешней целью в 225 миллионов. Просочившийся проект регламента по ЗИЗЛХ показывает, что Комиссия нацелена на секвестрацию углерода в объеме -310 миллионов тонн.

  1. Предложение по механизму корректировки углеродных границ

Одним из новых предложений, которые будут обнародованы 14 июля, является механизм корректировки углеродных границ, или CBAM.

Эта мера направлена на защиту европейского бизнеса от экологического демпинга и предотвращение “утечки углерода”, когда отрасли перемещают производство или новые заводы за границу в поисках более низких производственных затрат.

Это будет регламент, охватывающий цемент, удобрения, железо и сталь, алюминий и электроэнергию. Свободные надбавки в рамках ETS также будут постепенно отменены для секторов, охваченных CBAM, хотя пока неясно, когда именно.

Это будет иметь решающее значение для определения того, совместим ли CBAM с правилами, установленными Всемирной торговой организацией (ВТО), которые запрещают двойную компенсацию для отраслей промышленности.

Это предложение уже вызвало озабоченность со стороны США, Китая и других развивающихся экономик. Недавние планы не предусматривают никаких исключений для развивающихся стран – вместо этого Комиссия, похоже, собирается создать систему климатического финансирования для развивающихся стран, финансируемую за счет этой меры.

В то время как Европейский парламент решительно поддержал эту идею и призвал к созданию механизма к 2023году , другие были более осторожными. Европейская алюминиевая промышленность уже выступила против этого, заявив, что было бы предпочтительнее сохранить свободные квоты ETS. Европейский парламент также отверг планы по отказу от свободных ассигнований промышленности, что может стать проблемой для совместимости схемы с ВТО.

 

  1. Пересмотр директивы по возобновляемым источникам энергии

Директива по возобновляемым источникам энергии выполняет две основные функции: определяет, какие источники энергии считаются «возобновляемыми», и устанавливает обязательные целевые показатели для возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе Европы.

Цель ЕС достичь чистого нулевого уровня выбросов к середине века потребует огромного увеличения мощностей по производству возобновляемой энергии в Европе. В 2018 году ЕС установил 32-процентный целевой показатель для возобновляемых источников энергии в структуре Европы к 2030 году, по сравнению с примерно 20% в настоящее время. По данным Европейской комиссии, этот показатель должен будет примерно удвоиться до 38-40%, чтобы достичь обновленных климатических амбиций блока.

Директива вызвала критику по поводу роли биоэнергетики, когда участники кампании выразили озабоченность по поводу воздействия на окружающую среду увеличения производства биомассы, а также лесного сектора, который хочет, чтобы критерии устойчивости биомассы оставались неизменными по сравнению с версией 2018 года.

Есть также опасения, что Европейская комиссия может открыть дверь ископаемому газу, включив «низкоуглеродные» виды топлива в директиву ЕС по возобновляемым источникам энергии.

 

  1. Пересмотр директивы по энергоэффективности

Последняя пересмотренная в 2018 году директива по энергоэффективности направлена на достижение экономии не менее 32,5% к 2030 году. В настоящее время эта цель не имеет обязательной силы, но теперь Европейская комиссия планирует сделать ее юридическим обязательством.

Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии будут идти рука об руку, чтобы обеспечить достижение Европой своей цели чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году. Проще говоря, чем более энергоэффективной будет Европа, тем меньше ей потребуется возобновляемых источников энергии.

“Роль энергосбережения в борьбе с изменением климата является фундаментальной. ЕС и государства-члены должны ускорить темпы энергосбережения”, — заявила Верена Бакс из Европейской сети климатических действий.

Участники кампании призывали к достижению цели экономии энергии не менее чем на 45% и обязательных для всех стран ЕС национальных целей по обеспечению подотчетности. Но комиссар по энергетике Кадри Симсон недавно предположила, что это предложение будет иметь обязательную цель только на уровне ЕС.

Реновация также является основной частью директивы. В настоящее время существует целевой показатель в 3% для ремонта государственных и занятых зданий, но это ничтожно мало по сравнению с массой европейских зданий, которые будут нуждаться в ремонте до 2050 года. Чтобы решить эту проблему, цель должна быть расширена до “всех общественных зданий, уделяя приоритетное внимание школам, больницам и социальному жилью”, согласно Коалиции за энергосбережение. Недавние утечки информации предполагают, что Комиссия могла бы выбрать именно такой курс действий.

 

  1. Пересмотр директивы об энергетическом налогообложении

Последняя согласованная в 2003 году директива по налогообложению энергии отчаянно нуждается в обновлении. Он устанавливает минимальные налоговые ставки для энергетических продуктов, таких как отопление, транспортное топливо и электроэнергия, но никогда не корректировался с учетом инфляции.

Другая проблема заключается в том, что при нынешней системе нефть и газ облагаются налогом меньше, чем электроэнергия, что необходимо будет изменить, поскольку электрификация зданий, транспорта и промышленности является ключевым столпом зеленого перехода.

Есть вопросы и к автомобильному транспорту, где более загрязненное дизельное топливо облагается налогом меньше, чем бензин, а также к авиации, где керосин полностью освобожден от налога.

Из-за этого пересмотр может оказать огромное влияние на отрасль ископаемого топлива. В настоящее время ископаемое топливо имеет льготы и более низкие налоговые ставки в размере около 35 миллиардов евро каждый год – почти в четыре раза больше налоговых расходов на возобновляемые источники энергии, по словам Тима Гора, главы климатической программы Института европейской экологической политики.

Любые изменения должны быть согласованы единогласно со странами ЕС. Предыдущая попытка пересмотреть законодательство была предпринята в 2011 году, но Европейская комиссия отозвала это предложение в 2015 году перед лицом оппозиции со стороны государств-членов ЕС, которые придерживались правила единогласия.

 

  1. Новая лесная стратегия ЕС

Комиссия планирует принять более сильные и более прозрачные правила управления лесным хозяйством и подтвердить свою приверженность строгой защите всех первичных и старовозрастных лесов, которые будут определены на уровне ЕС.

Проект был одобрен экологическими НПО, но раскритикован лесной промышленностью, которая утверждает, что план игнорирует экономическую роль лесов.

В парламенте Европейская народная партия (ЕНП) призвала Европейскую комиссию устранить дисбаланс между ролью лесов в борьбе с изменением климата и их ролью в экономике. Страны с крупной лесной промышленностью, такие как Финляндия и Швеция, выступают против плана Комиссии и могут получить поддержку со стороны других стран, таких как Франция.

 

  1. Пересмотр директивы о развертывании инфраструктуры альтернативных видов топлива

Обновляя директиву AFID 2014 года, исполнительная власть ЕС стремится облегчить подзарядку и заправку автомобилей с альтернативным питанием по всему блоку – особенно насущная задача, поскольку потребители все чаще обращаются к электромобилям.

Помимо облегчения подзарядки электромобилей и заправки водородных грузовиков, пересмотр направлен на то, чтобы положить конец нынешнему отсутствию прозрачности ценообразования и облегчить трансграничные платежи при зарядке электронных транспортных средств, что было отмечено Европейской Аудиторской палатой в недавнем докладе.

Еврокомиссия уже объявила о намерении увеличить количество пунктов зарядки электромобилей до 1 миллиона к 2025 году, а к 2030 году-до 3 миллионов.

 

  1. Пересмотр правил, устанавливающих стандарты CO2 для новых легковых автомобилей и фургонов

Ожидается, что пересмотренные правила, являющиеся ключевой частью усилий ЕС по сокращению выбросов автомобильного транспорта, введут стандарты производительности CO2, требующие, чтобы транспортные средства были практически свободны от выбросов.

Последний раз обновленное в 2019 году (и только вступившее в силу с начала 2020 года) положение выделяет производителям транспортных средств углеродный бюджет, основанный на весе транспортных средств, зарегистрированных в данном году. Если выбросы превышают установленный целевой показатель CO2, производитель должен уплатить штраф за превышение выбросов. Этот углеродный бюджет, вероятно, будет еще больше сокращен в ходе пересмотра, поскольку ЕС настаивает на прекращении выбросов выхлопных труб.

Проекты обновления правил требуют сокращения выбросов новых транспортных средств на 60-90% к 2030 году, а также значительных штрафов для автопроизводителей, которые не достигнут этой цели. Этот шаг широко рассматривается как закладывание основы для перехода всего ЕС на электрическую мобильность.

Соответствующий проект стандарта выбросов под названием «Евро-7» уже вызвал волну негатива в автомобильной промышленности, а некоторые производители автомобилей назвали его “запретом через заднюю дверь” двигателя внутреннего сгорания.

 

  1. Заправка авиацией – устойчивое авиационное топливо

 

ReFuelEU Aviation стремится сократить выбросы в печально известном углеродоемком авиационном секторе за счет увеличения количества зеленого реактивного топлива, используемого в ЕС.

Чтобы увеличить поставки устойчивого авиационного топлива (SAFs), ЕС намерен ввести мандат на смешивание. Все самолеты, вылетающие из аэропортов ЕС, должны будут заправляться зеленым авиатопливом.

Источники, знакомые с этим предложением, указывают, что в 2025 году потребность в СВС составит 2%, а в 2030 году-5%, в 2035 году-20%, в 2040 году-32% и в 2050 году-63%.

Кроме того, в настоящее время обсуждается дополнительный мандат для электронного топлива, такого как водород, получаемый в результате электролиза, который потенциально может начаться с 0,7% в 2030 году и увеличиться до 25% к 2050 году.

В настоящее время SAFS, которые производятся из усовершенствованного биотоплива и возобновляемого электротоплива, составляют менее 1% авиационного топлива, используемого в ЕС. Отчасти это связано с тем, что САФ ограничен в поставках и в пять раз дороже керосина.

 

Однако одним большим преимуществом САФ является то, что их можно смешивать с керосином без каких – либо изменений в авиационном двигателе-примерно до 50%. Это делает их привлекательным средством декарбонизации полетов.

 

  1. FuelEU Maritime – зеленое европейское морское пространство

Как и его авиационный аналог, FuelEU Maritime стремится декарбонизировать судоходную отрасль, наращивая использование и производство устойчивых альтернативных видов топлива.

Движение судов в настоящее время составляет около 11% транспортных выбросов ЕС, что составляет около 3-4% от общего объема выбросов CO2 ЕС.

Однако обезуглероживание судоходства-задача не из легких. Поскольку альтернативные виды топлива, как правило, содержат меньше энергии, чем нефть, кораблям понадобятся большие баки, чтобы преодолеть то же расстояние.

В отличие от авиации, Комиссия, как ожидается, не будет санкционировать определенную долю зеленых видов топлива, используемых в судоходстве, таких как возобновляемый водород или аммиак. Скорее, он будет устанавливать “цели по интенсивности парниковых газов”, которые будут увеличиваться с течением времени. Эта гибкость в опциях заправки была сильно подтолкнута промышленностью в период законодательных консультаций.

Учитывая конкретные потребности судоходной отрасли в топливе, Комиссия, как ожидается, поддержит сжиженный природный газ (СПГ) в топливной смеси судоходства на том основании, что СПГ представляет собой самое чистое ископаемое топливо, доступное в масштабе. Законодательство также предусматривает использование биотоплива первого поколения.

Этот шаг уже был осужден экологическими группами, которые говорят, что он будет блокировать ископаемое топливо и “неустойчивое” биотопливо на десятилетия вперед.