Как стало известно “Ъ”, Минэкономики вносит в правительство финальную версию проекта закона «О госрегулировании выбросов парниковых газов» (есть у “Ъ”). 18 октября проект будет рассматриваться на совещании у вице-премьеров Алексея Гордеева и Дмитрия Козака. Предполагается, что до конца 2019 года он будет представлен правительством Госдуме. Напомним, в сентябре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о принятии Парижского соглашения. Документ ратифицирован 185 странами, на практике исполняется в той или иной мере в более 100 из них.

В первоначальной версии законопроект Минэкономики предполагал реализацию в РФ типовой для стран Европы схемы реализации борьбы с изменением климата, сходной с Киотским протоколом 1997 года (закончил действие в 2012-м) — это госмониторинг выбросов парниковых газов, механизм квотирования выбросов для промпредприятий, установление сбора за превышение нормативов выбросов, создание рынка «углеродных единиц» выбросов по оксиду углерода для стимулирования проектов в этой сфере.

Проект вызвал возражения Минэнерго, Минпромторга и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), после чего ведомство Максима Орешкина заняло следующую позицию: обсуждение всех этих механизмов преждевременно.

В версии, представленной Минэкономики, из проекта исключена статья 12 («Обращение углеродных единиц»), статья 13 («Целевые показатели выбросов парниковых газов»), статья 14 («Сборы за выбросы парниковых газов») и статья 15 о создании Фонда поддержки реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) проектов по увеличению их поглощения, а также все корреспондирующие упоминания об этих материях в других статьях, включая право правительства РФ вводить дополнительные меры. Из статьи 2 («Основные понятия») вычеркнуто даже определение «углеродных единиц», их «владельцев» и «целевого показателя» выбросов CO2.

В переписке с правительством Минэкономики в лице замглавы Михаила Расстригина указывает, что с учетом мнения ведомств и РСПП к вопросу о рынке углеродных единиц «целесообразно вернуться» после запуска инфраструктуры отчетности и мониторинга выбросов — реестра проектов в этой сфере, системы отчетности по выбросам и ее верификации для регулируемых структур, создания требований к проектам по сокращению выбросов или росту поглощения.

Иными словами, Минэкономики пока не знает ответа на вопрос, существуют ли риски недостижения заявляемых РФ целей по сокращению выбросов, и предлагает не вводить никаких регуляторных мер в этой сфере.

 

Подробнее из источника:

https://www.kommersant.ru/doc/4127113