Российские авиакомпании могут оспорить в суде возможные санкции ЕС в случае отказа от участия в европейской системе торговли квотами парниковых газов, но такие иски вряд ли будут иметь судебную перспективу, считает гендиректор юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры» Андрей Ибрагимов, представляющий в Арбитражном суде Москвы интересы ОАО «Аэропорт Внуково».
В начале 2009 года Евросоюз принял решение с 2012 года включить авиаперевозчиков в EU ETS, европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. С 1 января 2012 года все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, должны будут получать квоты на выбросы парниковых газов, пропорционально своему объему перевозок, а также вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов.
По словам Ибрагимова, сначала российские авиакомпании должны сами принять решение, присоединяться к ETS или нет. Если они добровольно захотят присоединиться к этой системе, тогда и предмета для исков против Евросоюза не будет.
Если же авиакомпании не захотят присоединиться к ETS, и Евросоюз примет санкции против таких авиакомпаний, ограничив полеты их воздушных судов в страны Евросоюза, то оспаривать действия полномочных органов ЕС придется в европейских государственных судах, решения которых имеют обязательный характер для органов ЕЭС, отметил собеседник агентства.
«Однако, даже если европейские суды примут к рассмотрению такие иски, они вряд ли будут иметь для наших компаний судебную перспективу, поскольку новые требования предполагается распространить на все авиакомпании без какой-либо дискриминации в отношении отдельных стран», — сказал Ибрагимов.
Он добавил, что рекомендации обращаться в европейские суды тем более вызывают сомнения, поскольку, как известно, РФ присоединилась в Киотскому протоколу, а новая система соответствует духу и букве этого документа. Кроме того, ни Минтранс, ни депутаты Думы не уточняют, какие именно положения Чикагской конвенции (Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года — ред.) нарушают новые правила.
Министерство транспорта РФ в понедельник опубликовало декларацию о приверженности российских авиационных властей вопросам защиты окружающей среды от воздействия авиации и сокращения эмиссии парниковых газов. В документе подчеркивается, что российская сторона «не приемлет односторонних действий по применению рыночных мер в отношении вопросов окружающей среды» и «разделяет обеспокоенность мирового авиационного сообщества относительно инициативы ЕС по одностороннему включению международной гражданской авиации в региональную систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов».
«Уж если нашему правительству действительно хочется защитить российские авиакомпании от дополнительного финансового бремени, может быть, Минтрансу лучше самому вступить в переговоры с Евросоюзом, предупредив о возможности введения аналогичных квот или иных ограничений в отношении европейских авиаперевозчиков для полетов над территорией РФ?», — отметил Ибрагимов.
Самым активным противником включения авиакомпаний в EU ETS является Китай, который заявляет, что новое правило только в первый год его применения обойдется китайским авиакомпаниям в 123 миллиона долларов, а к 2020 году эта сумма увеличится втрое. Против инициативы ЕС также выступили, в частности, авиакомпании США, Канады и ОАЭ.
По мнению Ибрагимова, действия американских властей выглядят более эффективными.
«Законодательно запретив своим авиакомпаниям участвовать в ETS, они (власти США — ред.) вынуждают Евросоюз иметь дело с правительством США, а не с отдельными авиакомпаниями. В таком случае односторонние меры Евросоюза наверняка будут скорректированы», — добавил собеседник агентства.