Россия и Китай заявили о намерении продолжить противодействие включению гражданской авиации в Европейскую систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов, говорится в совместном заявлении Минтранса РФ и управления гражданской авиации КНР, опубликованном на сайте российского министерства.
«Стороны выступают против односторонних и принудительных действий без достижения соответствующих взаимных договоренностей между заинтересованными странами… полагают, что включение международной авиации в Европейскую систему торговли квотами нарушает принципы Чикагской конвенции…, суверенитет государств и может воспрепятствовать развитию международного сотрудничества по вопросам изменения климата и привести к другим отрицательным последствиям для международной гражданской авиации», — говорится в заявлении.
Международная конвенция о гражданской авиации (Чикагская конвенция) — документ, устанавливающий основные принципы работы международной авиации, подписан 7 декабря 1944 года.
«Стороны и впредь будут сотрудничать по вопросу взаимодействия включения гражданской авиации в EU ETS, в частности, посредством разработки национальных мер аналогичного характера», — подчеркивается в документе.
Страны отмечают, что власти государств, которые имеют такую же позицию по этому вопросу, могут присоединиться к этому заявлению.
В начале 2009 года Евросоюз принял решение с 2012 года включить авиаперевозчиков в EU ETS, европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. С 1 января 2012 года все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, должны будут получать квоты на выбросы парниковых газов, пропорционально своему объему перевозок, а также вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов.
Министерство транспорта РФ 15 августа опубликовало декларацию о приверженности российских авиационных властей вопросам защиты окружающей среды от воздействия авиации и сокращения эмиссии парниковых газов. В документе подчеркивается, что российская сторона «не приемлет односторонних действий по применению рыночных мер в отношении вопросов окружающей среды» и «разделяет обеспокоенность мирового авиационного сообщества относительно инициативы ЕС по одностороннему включению международной гражданской авиации в региональную систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов».
Торговля квотами на выбросы парниковых газов — один из основных механизмов Киотского протокола. Участник торгов, сократив свой «выхлоп», может продать «излишки» другому участнику, заинтересованному в их приобретении для выполнения принятых обязательств. Квоты на выбросы в виде различных инструментов обращаются в рамках нескольких национальных и региональных торговых систем, самой развитой из которых является Европейская система торговли выбросами (EU ETS).
Самым активным противником включения авиакомпаний в EU ETS является Китай, который заявляет, что новое правило только в первый год его применения обойдется китайским авиакомпаниям в 123 миллиона долларов, а к 2020 году эта сумма увеличится втрое. Против инициативы ЕС также выступили, в частности, авиакомпании США, Канады и ОАЭ.