Вашингтон, 6 апреля 2004 года. Через 11 лет после того, как Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), главным препятствием на ее пути является Европейский Союз (ЕС), и это связано с российским природным газом. Ключом к успешному завершению переговоров о вступлении России в ВТО может стать ратификация Россией Киотского протокола. ЕС не устраивает в первую очередь то, что внутренняя цена российского природного газа едва достигает четверти той цены, по которой Россия экспортирует свой газ в Европу. ЕС также требует дерегулирования российской газовой отрасли, включая доступ для третьих лиц к российской трубопроводной системе.

Хотя дерегулирование имеет определенные достоинства, требование ЕС базируется на шаткой основе. Россия доказывает, что это выходит за рамки правил ВТО. Более того, ЕС не дерегулировал собственный рынок природного газа, а его высокие цены на газ отчасти объясняются неэффективными внутренними монополиями. Более того, российские цены на газ едва удается субсидировать даже при нынешних низких ценах, поскольку в России энергоносителей предостаточно, и потому они дешевы.

Фактически, мировой рыночной цены на природный газ не существует, потому что расходы на его транспортировку огромны, и цены варьируют в зависимости от вложений в трубопроводы. В мире является обычной разница в ценах на природный газ, а также на его транспортировку по трубопроводным и железнодорожным системам, и это можно обосновать, потому что для использования газа нередко не существует альтернативы. Единственным способом хранения природного газа является превращение его в сжиженное состояние, а этот процесс является очень дорогостоящим. Президент Владимир Путин прав, когда он утверждает, что Россия имеет естественное сравнительное преимущество в виде низких цен на энергоносители. Равным образом Норвегия имеет низкие цены на электроэнергию благодаря избытку дешевых гидроресурсов.

И все же ЕС может вполне обоснованно настаивать на том, что внутренняя цена российского газа должна полностью покрывать все расходы, для чего необходимо несколько повысить ее. Естественным компромиссом может стать твердое обещание России поднимать в течение 5-6 лет внутреннюю цену на газ примерно на 20% ежегодно. Подобные обязательства являются нормой при вступлении в ВТО. ЕС может также потребовать прозрачности тарифов на транспортировку газа по российским трубопроводам и, быть может, разделения операций по добыче газа и по его транспортировке — но не более того.

Это стало бы для ЕС существенной уступкой. Но альтернативой этому мог бы стать отказ России от вступления в ВТО. Вопрос для России в том, как ей убедить ЕС пойти на уступки. У нее есть крупный козырь — Киотский протокол об ограничении выброса в атмосферу «парниковых» газов до 2012 года.

Россия крайне важна для Киотского протокола. Без ратификации Россией этот протокол не может вступить в силу. В то же время ратификация Киотского протокола не будет стоить России ровно ничего, потому что Киотский протокол ограничивает выброс газов уровнем 1990 года, когда неэффективная устаревшая советская промышленность выбрасывала в атмосферу вдвое больше «парниковых» газов, чем сегодня. Таким образом, Россия может заработать миллиарды долларов на продаже квот на выброс газов.

Главной целью Путина является экономический рост, и потому российское правительство с подозрением относится к соглашениям, регулирующим промышленное использование окружающей среды, поскольку опасается, что ограничения могут промешать росту. Но, что касается Киотского протокола применительно к России, это не так. Российское лобби по защите окружающей среды слабо, а глобальное потепление не представляет для него серьезной проблемы, в то время как ядерное и химическое загрязнение — представляет проблему.

Для Путина вопрос ратификации Киотского протокола сводится чисто к внешней политике. Хочет ли он оказать услугу Соединенным Штатам или ЕС? В настоящее время Соединенные Штаты почти ничего не могут ему предложить взамен, тогда как России нужно дать ЕС нечто, чтобы убедить его не препятствовать вступлению России в ВТО.

Напрашивается естественный вывод: Путину следует заявить Европейской комиссии, которая занимается переговорами о вступлении в ВТО новых членов, что Россия согласна на более высокие внутренние цены на природный газ и на ратификацию Киотского протокола в обмен на согласие ЕС на вступление России в ВТО.

Нет никакой необходимости тянуть с этим. Президент Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) и ряд его комиссаров 22 апреля прибывают в Москву для переговоров с Путиным, а 21 мая в Москве будет проводиться саммит ЕС-Россия. Если к тому времени будет заключена договоренность, то Россия сможет вступить в ВТО в текущем году, Киотский протокол сможет вступить в законную силу, и Россия, наконец, сможет начать реальную интеграцию с Европой.

по материалам Агентства inoСМИ. Перевод Дмитрия Федотова. Оригинал статьи на сайте International Herald Tribune