12 июня, в Бонне завершился очередной раунд переговоров ООН по выработке нового международного соглашения по климату «Копенгаген 2009», которое с 2013 года должно прийти на смену Киотскому протоколу.

Более 4500 участников сессии из 183 стран в течение двух недель «прошли» первое и второе чтения основого переговорного текста. Соглашение должно быть подписано в Копенгагене в декабре этого года; его стратегическая цель — более чем в 2 раза снизить глобальные выбросы парниковых газов к середине XXI века.

Данная цель уже была одобрена ведущими странами, включая Россию, на встрече Большой Восьмерки в Японии в июле 2008 г. Теперь задача состоит в прорисовке «дорожной карты» — численных показателей объемов выбросов на каждую страну по годам — и установлении промежуточной цели по снижению выбросов на 2020 год или же на период с 2013 по 2020 гг. Глобальные выбросы пока растут, но при согласованных действиях всех стран их стабилизация может наступить через 10-15 лет, после чего начнется снижение выбросов.

На данном этапе переговоров в единый документ были собраны все предложения стран и расставлены так называемые квадратные скобки — то, что страны хотят удалить — с чем они не согласны. Однако, основные переговоры впереди, сближение позиций стран еще не началось.

По мнению исполнительного секретаря РКИК ООН Иво де Боера, «большой успех встречи — в том, что страны четко заявили, что они хотят от соглашения в Копенгагене».

О планах значительного снижения выбросов на 15-20% и даже на 30% к 2020 г. уже объявили Евросоюз, США, Норвегия, Швейцария, Канада, Япония, Австралия и другие страны.

Согласно экономическим оценкам, Россия может взять на себя очень достойные обязательства – в 2020 г. иметь уровень выбросов парниковых газов на 25-30% меньше, чем в 1990 г. Но еще важнее «вектор» обязательств — стабилизация выбросов к 2015-2020 гг. в сочетании с экономическим ростом будут означать развитие с использованием новых энергоэффективных технологий. И напротив, низкий (в процентах от 1990 г.) уровень выбросов в сочетании с периодами роста и падения не сулят ничего хорошего – это кризисные явления, перемежающиеся ростом с использованием старых технологий.

«Последствия изменений климата коснутся нашей страны очень серьезно», — говорит руководитель делегации России Виктор Блинов, «во внутренней политике Россия уже предпринимает меры, которые приведут к позитивным изменениям. Эта деятельность будет развернута, и мы ожидаем значительного эффекта от нее и в плане увеличения энергоэффективности, и, что немаловажно, в вопросах адаптации»

«Хотелось бы надеяться, что деятельность по проблеме изменения климата в России значительно ускорится. Тем более, что теперь подготовлена Климатическая Доктрина, которая очень важна, чтобы люди осознали серьезность проблемы и необходимость совместных действий», — добавляет Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России.

Китай и ряд ведущих развивающихся стран намерены предпринять обширные национальные меры, которые должны существенно снизить рост выбросов, но пока они не готовы ни снизить абсолютные объемы выбросов, ни сформулировать национальные меры в виде международных обязательств.

«Пока на столе переговоров нет денег со стороны развитых стран — главных загрязнителей атмосферы», — говорит Ким Карстенсен, руководитель климатической программы WWF, «а без этого маловероятно, чтобы развивающиеся страны взяли на себя должный груз ответственности за решение проблемы».

«Россия как член Восьмерки и одна из сильнейших стран мира уже вполне может быть одним из активных участников финансовой инфраструктуры Соглашения. Для этого есть инновационные решения, где средства идут не из госбюджетов стран, а из углеродного рынка», — добавляет Алексей Кокорин.

К итогам переговоров в Бонне подготовлен «Обзор хода переговоров ООН по климату». Там же – текст Климатической Доктрины России с предложениями WWF по его редакции, дополнительные аналитические материалы и другие материалы, освещающие ход переговоров, в частности, информационный бюллетень, выпускаемый российскими НПО.

WWF России