30 апреля 2004 года. Согласно заявлениям официальных лиц обеих сторон, Россия и Европейский Союз (ЕС) завершают подготовку соглашения, которое облегчит прием России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Брюссель и Москва сегодня ведут интенсивные торговые переговоры, намереваясь устранить большинство, а если удастся, то и все остающиеся препятствия к саммиту ЕС-Россия, намеченному на 21 мая.

Не далее как на прошлой неделе в Москве в составе высокопоставленной делегации из Брюсселя побывал комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами (Pascal Lamy), чтобы обсудить вопросы торговли. Эти переговоры проложили дорогу заключенному во вторник соглашению между Россией и ЕС о распространении их рамочного соглашения о партнерстве и сотрудничестве на те страны, которые войдут в состав ЕС 1-го мая.

В таком случае переговоры о вступлении России в ВТО остаются единственным серьезным неразрешенным вопросом. Россия — один из последних важных торговых партнеров ЕС, который не является членом ВТО, и прием ее в члены этой организации означал бы политический триумф для российского президента Владимира Путина. Но для этого сначала необходимы отдельные соглашения с главными торговыми партнерами России. Большинство считает соглашение с ЕС главным препятствием для приема России в ВТО.

Однако российские официальные лица полагают, что ЕС, возможно, готов смягчить свое критическое отношение к одному из основных вопросов этих переговоров — российской системе ценообразования для энергоносителей — в обмен на обязательство открыть доступ к системе трубопроводов конкурентом пользующегося поддержкой государства «Газпрома».

Один европейский торговый чиновник вчера утверждал, что ЕС продолжит оказывать давление на Москву в пользу повышения цен на энергоносители для российских компаний до уровня, который будет отражать себестоимость плюс размер прибыли. ЕС доказывает, что, если не будет обещано повышение цен, то и после вступления России в ВТО российские компании все еще будут сталкиваться с целым рядом ограничений, направленных против субсидирования.

Однако обе стороны могли бы пойти на компромисс, договорившись о длительных сроках поэтапного повышения внутренних цен на энергоносители, сказал этот чиновник. Есть и другие неразрешенные вопросы, в том числе российские таможенные тарифы на авиационную технику, автотранспортные средства и продукцию молочной промышленности, а также гарантия доступа в страну иностранных страховщиков и других компаний, осуществляющих финансовые операции.

Также не решен вопрос оплаты иностранными авиаперевозчиками пролета своих самолетов над Сибирью на маршруте из Европы на Дальний Восток.

Несмотря на подобные трудности, чиновники заявляют, что общий настрой улучшился.

Это подчеркивается решением ЕС начать официальные переговоры с Россией об упрощенных проездных документах в качестве первого шага к долгосрочной цели безвизовых поездок граждан России и ЕС; это стало возможным после того, как удалось достигнуть прогресса на двусторонних переговорах России с Германией, Францией и Италией.

Россия дала понять, что в обмен на подобные уступки она готова ратифицировать Киотский протокол об эмиссии «парниковых» газов в атмосферу, из-за чего в последние месяцы тормозится его вступление в силу.

Некоторые послабления визового режима могут вступить в силу уже к концу текущего года, однако соседей России заботит, что в отсутствие более серьезных усилий Москвы возрастет риск нелегальной иммиграции и распространения организованной преступности.

по материалам Агентства inoСМИ. Полный текст публикации размещен здесь