«Сегодня нам необходимо понять, как мы будем в дальнейшем использовать квоты на выбросы парниковых газов, которые не были использованы нами в рамках Киотского протокола, действующего до 2012 года», — заявил председатель Комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды Владимир Захаров, открывая 14 апреля круглый стол, посвященный подготовке к Социальному форуму по энергетике и изменению климата.

По мнению Владимира Захарова, Россия должна активнее участвовать в обсуждении нового «посткиотского» международного соглашения по борьбе с изменением климата, поскольку наша страна обладает природными ресурсами, имеющими решающее значение в сохранении экологии планеты. «Сегодня в интересах России говорить об экосистемных услугах миру, ведь неиспользование природных ресурсов, таких, как лес и пресная вода, — это тоже род экономической деятельности, которая может приносить доходы».

Руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий уверен, что новое международное соглашение по изменению климата должно учесть те пробелы и недостатки, которые имеют Киотский протокол и Конвенция ООН по борьбе с изменением климата — базовые документы, регулирующие отношения стран в этой сфере.

Александр Бедрицкий заявил, что «Россия полностью готова к работе по снижению нагрузки на атмосферу. У нас есть цель к 2020 году повысить энергоэффективность экономики на 40%». Глава Росгидромета рассказал, что сейчас готовится проект Климатической доктрины, где будет прописана политика России в области борьбы с изменением климата.

Бедрицкий также заметил, что не все члены мирового сообщества готовы к прозрачному диалогу. Например, Европейский Союз призывает все страны сократить выбросы на 20% и обещает сделать то же самое в рамках объединения 27 стран-членов. Между тем, сокращать выбросы в государства ЕС будут неравномерно, хотя в новом соглашении они планируют участвовать отдельно друг от друга. Получается, что индустриально развитые государства Европы рассчитывают решить проблему квот на выбросы за счет соседей по континенту, где промышленность менее развита. Эксперты отмечают, что Испания, например, уже увеличила загрязнение на 60% по сравнению с уровнем 1990 года.

Представитель Росгидромета Сергей Тулинов, вернувшийся недавно из Бонна с очередных переговоров по выработке нового соглашения, отметил, что переговорный процесс протекает крайне сложно. Ряд развивающихся стран серьезно опасается ограничения роста своих экономик после принятия обязательств в рамках документа. Впрочем, как признал Тулинов, судьба нового соглашения зависит от двух игроков: Китая и США. Китай с 2007 года стал мировым лидером по загрязнению окружающей среды, обогнав Соединенные Штаты.

Большинство индустриальных стран, в том числе и США, настаивают на изменении года, с которого ведется отсчет сокращения вредных выбросов. Сейчас ориентиром является 1990 год, но ведущих экономических игроков больше устраивает 2005-й, когда наметилась динамика существенного снижения выбросов.

Наша страна не заинтересована в смене даты отсчета, поскольку с 1990 года мы загрязняем атмосферу на 30% меньше. По словам Сергея Тулинова, «это серьезно раздражает наших партнеров, которые утверждают, что в то время, как мы ничего не предпринимали для сокращения, им приходилось считать каждую тонну».

Еще одна проблема, которая подстерегает Россию после окончания действия Киотского протокола, заключается в том, что в самом протоколе неясно сформулирован порядок переноса неиспользованных квот на последующие периоды действия обязательств. Таким образом, страны с недостатком квот могут заблокировать перенос неиспользованных объемов выбросов в связи со вступлением в силу нового соглашения. Т.е. когда обязательства по Киотскому протоколу закончатся, можно будет оспорить и перенос неиспользованных квот.

В такой ситуации России следует действовать на опережение и определить свои возможности по сокращению выбросов в атмосферу. Япония, например, представила шесть возможных сценариев: от сокращения на 25% до увеличения на 6%. Россия является единственной страной, которая до сих пор не назвала конкретных цифр, а это означает, что, возможно, нам придется взять обязательства, навязанные извне.

РРЭЦ, источник: Пресс-служба Общественной палаты