Важным аспектом расширения ЕС являются его отношения с Россией. Россию на Западе традиционно не воспринимают как «полноценную» европейскую страну, и это, возможно, и является основополагающим фактором в отношении Европы к своей соседке. Так уж исторически сложилось, что отношение России к западным странам также далеко от однозначно положительного.

В расширении Евросоюза Россию не устраивало именно изменение этих самых оснований. Страны десятки, вступив в ЕС, должны были бы повысить импортные тарифы на товары, являющиеся основными статьями российского экспорта (например, пошлина на алюминий была бы увеличена с 0 до 9 процентов). Особенные убытки должен был понести экспорт хлеба и зерна, энергоносителей, продукции животноводства и товаров ядерного цикла. С другой стороны, России пришлось бы снизить импортные пошлины на некоторые товары, поставляемые из этих стран. В довершение всего, вступив в ЕС, Польша и страны Балтии будут вынуждены следовать европейской политике диверсификации поставщиков энергоносителей, в результате чего значительно снизятся продажи российского газа. По различным оценкам, в результате расширения ЕС Россия должна была ежегодно терять от 150 до 300 миллионов евро.

Россия выдвинула ЕС список требований, которые Союз должен был выполнить в качестве компенсации за ущерб российским экономическим интересам. Среди них были таможенные льготы, повышения импортных квот для российских товаров, ввод безвизового въезда наших граждан в ЕС и финансовая помощь Калининградской области. Однако Евросоюз отверг этот список, заявив, что все соглашения, заключенные между Европейским союзом и Россией, распространяются и на его новых членов, и потребовав, чтобы восточный сосед подписал дополнительный протокол к договору о сотрудничестве от 1997 года, распространив его положения на восточноевропейские страны. Брюссель также выдвинул свой список из 17 пунктов, в котором потребовал делимитировать границы с Эстонией и Латвией, провести преобразования в энергетическом секторе, ратифицировать до мая 2004 года Киотский протокол, повысить стандарты безопасности на транспорте и в ядерной энергетике, а также прекратить «неоправданные» сборы с европейских авиакомпаний за пролет через воздушное пространство страны.

В «Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС» сообщается, что в целом уровень тарифов в отношении товаров российского производства, импортируемых в новые страны ЕС, снизится с 9 до 4 процентов — вследствие применения Евросоюзом с 1 мая 2004 года единого таможенного тарифа в отношении российского импорта. Кроме того, в заявлении отмечается, что ЕС гарантирует защиту и соблюдение прав национальных меньшинств.

«Российская Федерация и Европейский союз признают возможности для дальнейшего укрепления их стратегического партнерства, которые предоставляет расширение ЕС. В этом отношении мы подтверждаем наше обязательство создавать четыре общих пространства, о которых договорились на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Взаимозависимость России и ЕС, вызванная нашей территориальной близостью и растущими политическими, экономическими и культурными связями, поднимется с расширением ЕС на новый уровень», — говорится в заявлении. Четыре пространства — это сферы экономики, внешней и внутренней безопасности, культуры, образования и правосудия. Пока что российские дипломаты заявляют, что вполне удовлетворены достигнутыми договоренностями. Конкретный план работы в этих пространствах, а также вопросы других требований ЕС, среди которых есть и крайне противоречивая тема Киотского протокола, будут обсуждаться на саммите Россия-ЕС, который состоится 21 мая в Москве.

по материалам Lenta.Ru. Полный текст публикации размещен здесь