Расходы стран «Большой двадцатки» на поддержку угля, нефти и газа рискуют обратить вспять положительные тенденции по снижению выбросов. Специалисты Climate Тransparency оценили климатические показатели двадцатки самых влиятельных стран мира.

Значительная часть программ по восстановлению после COVID-19 стран «Большой двадцатки» включает поддержку ископаемого топлива и подвергает риску мировые климатические планы. Это ключевой вывод нового Доклада о климатической прозрачности стран G20, подготовленного 14 аналитическими центрами и неправительственными организациями под эгидой Climate Тransparency.

В отчете текущего года оценку политики, основанную на данных за предыдущий год, дополнил анализ воздействия кризиса COVID-19 и усилий по восстановлению. Авторы доклада анализируют деятельность стран G20 по ста показателям: снижению выбросов, готовности к адаптации к изменениям климата, финансированию климатических программ и другим.

На долю G20 приходится 75% глобальных выбросов парниковых газов. Аналитики ClimateТransparency утверждают, что в 2019 году выбросы CO2, связанные с энергетикой, в странах «Большой двадцатки» впервые за последние годы снизились из-за климатической политики, а не из-за внешних потрясений  — на 0,1% по сравнению с ростом в 2018-м (было 1,9%). Но исследователи предупреждают, что, поддерживая ископаемые виды топлива, страны рискуют обратить вспять, а не закрепить едва наметившуюся положительную тенденцию.

Как отмечают специалисты Climate Тransparency, только четыре страны «Большой двадцатки» предоставили больше средств «зеленым» секторам по сравнению с ископаемым топливом.

«Пакеты восстановления могут решить или усугубить климатический кризис, — говорит Шарлин Уотсон (Charlene Watson) из Института интернационального развития. — Некоторые члены G20, такие как Франция или Германия, подают хороший пример построения более устойчивой экономики, одновременно защищая себя от ускоряющегося воздействия климата. Другие оказывают слишком большую поддержку ископаемому топливу, подвергая риску недавние позитивные изменения».

Профили государств, включенные в доклад, показывают, что страны G20 сделали и чего не сделали для защиты климата. В этом списке климатическое портфолио России выглядит не лучшим образом. Экономика РФ — самая энергоемкая из стран альянса и, по словам экспертов, «движется в неверном направлении». В отличие от общей тенденции стран G20, у которых энергоемкость в последние пять лет снижается (– 11,6%), российская экономика остается примерно на том же уровне, что и пять лет назад. 

Как следует из профиля страны, выбросы в России (без учета землепользования) упали на 41% в период с 1990 по 1998 год, но увеличились на 15% в период с 1998 по 2017 год. И, по всей видимости, продолжат расти до 2030 года. Даже в «оптимистическом» сценарии национальных стратегий развития у РФ нет реальных планов сделать так, чтобы выбросы упали ниже нынешнего уровня. 

В 2019 году субсидии России на ископаемое топливо составили 11,5 млрд долларов США. При этом страна так и не ввела национальные схемы углеродного регулирования. Как отмечают эксперты, в конце 2019 года РФ отказалась от введения обязательных целевых показателей выбросов и не стала вводить штрафы для компаний, которые превышают лимиты.

В то время как 18 стран-участниц G20 постепенно отказываются от угля, Россия настроена к нему весьма лояльно. Планов по поэтапному отказу от него нет, в последние годы потребление этого ископаемого остается стабильным. Эксперты уверены: применительно к РФ не приходится говорить о «справедливой доле» страны в достижении глобальной мировой цели по сокращению выбросов среди участников Парижского соглашения.  

Вопреки прогнозируемому снижению глобального спроса на ископаемые, нет признаков того, что российское правительство стремится снизить свою экономическую зависимость от них. «Это делает Россию и работников энергетического сектора уязвимыми перед воздействием любого значительного сокращения востребованности угля и нефти в течение следующих двух десятилетий», — пишут эксперты.

Сегодня 60% россиян считают, что «озеленение» экономики должно стать одной из мер восстановления после COVID-19. Несмотря на это, российский посткризисный пакет на сумму 73 млрд долларов не включает «зеленых» инвестиций. На момент написания Доклада о климатической прозрачности стран «Большой двадцатки» не было объявлено о каких-либо мерах, улучшающих нынешнюю политику России в области климата. 

При этом, как отмечают аналитики, от болезней, связанных с загрязнением окружающей среды, в стране ежегодно умирают более 115 тысяч человек. Кроме того, Россия значительно уязвима к изменению климата. Экстремальные погодные явления ежегодно становятся причиной убытков в экономике РФ на сумму около 2 млрд долларов. «Россия должна стремиться к нулевым чистым выбросам к 2050 году, активно продвигать цели Парижского соглашения. Это необходимо и для самой страны, и для глобальных мировых усилий», — уверены эксперты.

 

Источник: https://below2.ru/2020/12/10/g20/