Inscience со ссылкой на журнал Technological Forecasting and Social Change  приводит анализ вычислительной модели, разработанной учеными из Уральского федерального университета совместно с иностранными коллегами. С помощью этой модели можно оценивать эффективность инструментов климатической политики, их воздействие на экономику и выбросы углерода в атмосферу. Оказалось, что регулирование на этапе добычи ископаемого топлива эффективнее, чем на этапе переработки. При этом лучше себя показали углеродные налоги и «разрешения на загрязнения», в отличие от государственных квот для всех предприятий.

«Модель, которую мы представляем, показывает, что вводить регулирование за выбросы углерода в атмосферу эффективнее не на уровне производителей конечной продукции, а на уровне компаний, добывающих ископаемые источники энергии. Так происходит потому, что зачастую часть фирм не подпадает под действие экологической политики и не платит налоги, как, например, экспортеры и импортеры, теневой рынок или малый бизнес. Контроль за добычей углеводородов предпочтительнее контроля за выбросами на предприятиях, потому что он приводит к росту цен углеводородов для всех производителей конечной продукции, а значит, делает инструмент более эффективным», — объясняет руководитель проекта по гранту РНФ Иван Савин.

Ученые разработали вычислительную модель экономики и провели численные эксперименты. В опыте они моделировали работу 30 компаний, ведущих добычу, и 30 перерабатывающих фирм, а также оценивали стоимость углеводородов и объемы выбросов до и после регулирования. Авторы рассмотрели шесть различных вариантов. Регулирование отличалось по форме: углеродный налог, система эмиссионных квот (разрешений), продаваемых между компаниями, или фиксированные квоты на объемы производства. Контроль вводился или на этапе добычи, или на этапе производства.

Результаты показали, что у регуляции с помощью рыночных механизмов на уровне добычи есть важные преимущества. Такой контроль позволяет увеличить цены на углеводороды во всей экономике, создавая стимулы снижать потребление вредных для окружающей среды продуктов. Кроме того, он также дает возможность перераспределить собранные налоги между потребителями, снижая тем самым их экономические издержки. При этом прямой контроль на этапе добычи может привести к негативным последствиям, в том числе к монополизации.