РБК анализирует  подготовленный Минэкономразвития проект низкоуглеродной стратегии России.

По информации издания, Министерство экономического развития проводит согласительные процедуры подготовленного проекта стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, который был обновлен после поручения Президента о необходимости более амбициозного по сравнению с ЕС сокращения выбросов.

По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, в стратегии учтены четыре сценария — инерционный, базовый, интенсивный и агрессивный — и анализируется, при каких предпосылках можно достичь углеродной нейтральности (то есть чистых нулевых выбросов парниковых газов).

В базовом сценарии низкоуглеродного развития России, принятом за основной, объем чистых выбросов парниковых газов (главным образом, углекислого) к 2050 году снизится до 1,19 млрд т. В 2019-м (последние доступные данные) совокупные выбросы в стране составили 2,12 млрд т CO2-эквивалента без учета поглощения парниковых газов лесами и 1,58 млрд т — с учетом поглощения.

Достичь снижения выбросов в России, которые из-за роста экономики должны были бы расти, предполагается за счет их уменьшения при сжигании топлива при производстве электроэнергии (на 300 млн т), при утечках и испарении нефти, газа и угля (на 190 млн т), а также при сжигании топлива населением и в жилищно-коммунальном хозяйстве (120 млн т). Но самый большой эффект должно дать увеличение поглощения парниковых газов при землепользовании и в лесном хозяйстве. Если текущий уровень поглощения убирает чуть больше 500 млн т эквивалента СО2, то базовый сценарий предусматривает удвоение уровня абсорбции вредных газов лесами, до 1,1 млрд т.

В базовом варианте стратегии не прописана система торговли квотами на выбросы CO2, что по мнению экспертов, позволит ЕС говорить о том, что в России такой системы нет, а значит ее товары подпадают под действие европейского углеродного таможенного регулирования.

Интенсивный сценарий потребует масштабных инвестиций в декарбонизацию отраслей экономики: затраты, необходимые для его реализации, оцениваются в 4% российского ВВП (по сравнению с 1,5% ВВП в базовом варианте). В этом сценарии внедряются механизмы «углеродной платы» — обязательной платы за выбросы, квотирование — «в ряде наиболее углеродоемких отраслей», говорится в документе. Реализация сценария будет возможна при условии роста иностранных инвестиций в российскую экономику. При этом предусмотрено применение технологии улавливания углекислого газа.

Агрессивный сценарий предполагает еще более форсированное принятие мер по декарбонизации, но в то же время и более значительные риски для устойчивого роста экономики и сохранения макроэкономической стабильности, предупреждает министерство.