INTERFAX.RU:  глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что весьма высоки риски новых судебных климатических исков, подобных истории с Shell. Он сказал об этом на XIV Евразийском экономическом форуме.

По его словам, 2021 год «наглядно показал, что ошибочные решения в области климатической политики могут привести к серьезным негативным последствиям для всей мировой экономики и общества».

«На этом фоне все сильнее звучат требования об отказе от инвестиций в нефть и газ. Создается впечатление, что в отдельных случаях сторонники скорейшего ухода от ископаемых топлив игнорируют риски неминуемой разбалансировки рынков», — Сечин.

Он напомнил, что Нидерландский суд в Гааге 26 мая 2021 года обязал Shell сократить выбросы более значительно и гораздо быстрее, чем предусматривает стратегия компании, одобренная акционерами. 13 октября о том, что это решение вызовет всплески на энергетическом рынке, предупредил президент Владимир Путин.

«Неукоснительное следование законам, действующим в странах, где компания ведет деятельность, не было принято во внимание. Вместо этого компанию обвинили в «ненадлежащем общественном поведении» и нарушении прав человека, которые суд трактовал чрезвычайно широко — каждый факт парниковых выбросов Shell в любой части мира увеличивает риски для жизни жителей Нидерландов. Суд установил, что поскольку уровень моря поднимается повсеместно, это несет риск и самим Нидерландам, часть территории которых расположена ниже уровня океана, — указал глава «Роснефти». — Суду пришлось сослаться на права человека, так как объективно невозможно прийти к однозначному выводу о том, насколько компания виновна в глобальном изменении климата».

«Вынужден констатировать, что риск новых судебных исков такого рода достаточно велик. Под риском находятся не только нефтегазовые компании, но также банки и инвесторы, которым фактически может быть запрещено инвестировать в нефть и газ. Таким образом, помимо экономической системы координат внедряется альтернативная система, строящаяся на климатическом давлении и даже шантаже, исключающая базовый принцип экономической эффективности. При этом игнорируется социальная ответственность игроков рынка, от которой во многом зависит благосостояние людей в целом», — заявил он.

В этом же выступлении он усомнился в целесообразности требований, чтобы компании отказывались от нефти, низкоуглеродной газовой генерации и от использования угля и призвал оценивать риски такого отказа.

Он также отметил, что давление со стороны климатических активистов вынуждает компании сокращать инвестиции в добычу, а это сокращает их будущие доходы и создает риски в отношении стабильности долгосрочного обеспечения спроса на нефть и газ.

«Энергетический переход должен быть основан не на требованиях климатических активистов, а на реальных экономических закономерностях, обеспечивать доход на инвестиции и долгосрочный рост стоимости при одновременном удовлетворении спроса на энергоресурсы и сокращении выбросов», — полагает Сечин.